Проекты
Проект Моделирование, как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Норма речевого развития:
К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.
Речевое развитие детей с ОНР:
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны:
нарушение связности и последовательности изложения текста;
смысловые пропуски в нем;
выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи;
низкий уровень построения фразы;
Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.
Обоснование проекта:
Цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект проекта: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет проекта: моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;
на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.
Задачи:
• Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи(III уровень).
• Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
• Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.
Модели:
• - геометрические фигуры;
• - рассказ по сюжетной картинке;
• - отгадывание загадок по модели;
• - изображения предметов;
• - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
• - условные обозначения;
• - мнемотаблицы;
• - сенсорно-графические схемы;
• - опорные схемы;
• - карточки;
• - карточки — символы;
- Геометрические фигуры
• - Рассказ по сюжетной картинке
• - Отгадывание загадок по модели
• - Изображения предметов
• - Символические изображения
- Силуэты и контуры
• - Условные обозначения
- Мнемотаблицы
• - Сенсорно-графические схемы
• - Опорные схемы
• - Карточки
• - Карточки-символы
•
Первый этап:
Обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)
Этап активного обучения
Составление простых распространенных предложений с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц.
Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам этого действия.
Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по логопедическим темам.
Работа над диалогической речью (совместные беседы).
Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ).
Составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом.
Составление описательных рассказов по непосредственному восприятию.
Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).
Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
Заключительный этап
Заключительное обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область « Познавательное развитие», «Речевое развитие»)
Нормативные документы
- Проект Моделирование, как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (pdf, 766.85 KB)
К списку